АНДЖЕЙ ВАЙДА
Патриарх польского кинематографа,
самый титулованный польский кинорежиссер, член Британской киноакадемии,
творчество которого за "пять десятилетий выдающейся кинорежиссуры" в
2000 году было отмечено премией "Оскар" - самой большой мечтой которого было расширить понятие
свободы, к которой он стремился - за всю свою жизнь ни разу не изменил своему
предназначению.
Родился будущий
титан польского кинематографа 6 марта 1926 года в городе Сувалки на
севере Польши. Его отец, Якуб Вайда офицер конной артиллерии Войска Польского.
Анджею было 13 лет, когда началась
война, отец ушел на фронт и не вернулсяМать Анджея, Анеля, была школьной
учительницей.
К началу оккупации Польши Германией
Вайда успел окончить 7 классов средней
школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в
немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Третий
рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся
правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.
После войны учился живописи в
краковской Академимм искусств, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский
факультет Лодзинской киношколы.
Среди наиболее известных его работ
такие фильмы, как «Пепел и алмаз», «Свадьба», «Земля обетованная», «Пан Тадеуш»,
«Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон». В своих
фильмах А. Вайда обращается к судьбам людей, которые оказались перед непростым
жизненным выбором во время и после Второй мировой войны.
В 2010 году известный польский кинорежиссер
Анджей Вайда стал почетным доктором Белорусской государственной академии
искусств, а также получил от тогдашнего президента России Дмитрия Медведева
орден Дружбы «за большой вклад в развитие российско-польских отношений в
области культуры».
В 2011 году Анджея Вайду отметили
высшей польской наградой, орденом Белого орла за вклад режиссера в польскую
культуру. Кинематографист получил награду от президента Польши Бронислава
Коморовского.
Красной нитью его жизни до последнего вздоха проходит тема Катыни, где, по его предположениям, расстрелян отец. В сентябре 1939-го он, кадровый офицер, был взят в плен Красной Армией, вступившей в восточную Польшу согласно тайному протоколу Риббентропа-Молотова. Потом отец попал в лагерь в Старобельске и в конце концов разделил судьбу четырнадцати тысяч офицеров Войска Польского и пограничной службы. Это произошло весной 1940 года, захоронения были вскрыты в начале 1943-го, тогда же польская подпольная и немецкая оккупационная пресса начала печатать списки погибших. Фамилия "Вайда" значилась под номером 0844, звание было указано правильно - капитан, а вот имя перепутано. В расстрельных списках значился Кароль Вайда, в то время как отца звали Якуб. Однако за пятнадцать лет поисков, общений с историками, архивистами и людьми из "Мемориала" он узнал, что в предвоенном польском офицерском корпусе был только один капитан Вайда - его отец. Создать фильм о Катыни в память об отце - и о тысячах растрелянных соотечественниках было делом чести, любви и сыновней преданнности при том, как писал в своей автобиографии сам Вайда что ..."эта история одновременно тотальная и безликая и в том, что касается жертв, и в том, что касается палачей. И те, и другие были в каком-то смысле слепы, и даже, должен сказать, невинны. Как в античном театре, их судьбами распоряжался Олимп, то есть в данном случае Кремль. Приказ об истреблении этой, по сути основной, части офицерского сословия Польши подписал Сталин, но он позаботился взять себе в подельники главных членов политбюро. Таинственным образом польская литература не создала ни единого произведения о Катыни, а ведь в эмиграции действовали издательства, жили литераторы.... Вайда уверен: в создании фильма о Катыни должна принимать участие Россия, в знак покаяния...
Красной нитью его жизни до последнего вздоха проходит тема Катыни, где, по его предположениям, расстрелян отец. В сентябре 1939-го он, кадровый офицер, был взят в плен Красной Армией, вступившей в восточную Польшу согласно тайному протоколу Риббентропа-Молотова. Потом отец попал в лагерь в Старобельске и в конце концов разделил судьбу четырнадцати тысяч офицеров Войска Польского и пограничной службы. Это произошло весной 1940 года, захоронения были вскрыты в начале 1943-го, тогда же польская подпольная и немецкая оккупационная пресса начала печатать списки погибших. Фамилия "Вайда" значилась под номером 0844, звание было указано правильно - капитан, а вот имя перепутано. В расстрельных списках значился Кароль Вайда, в то время как отца звали Якуб. Однако за пятнадцать лет поисков, общений с историками, архивистами и людьми из "Мемориала" он узнал, что в предвоенном польском офицерском корпусе был только один капитан Вайда - его отец. Создать фильм о Катыни в память об отце - и о тысячах растрелянных соотечественниках было делом чести, любви и сыновней преданнности при том, как писал в своей автобиографии сам Вайда что ..."эта история одновременно тотальная и безликая и в том, что касается жертв, и в том, что касается палачей. И те, и другие были в каком-то смысле слепы, и даже, должен сказать, невинны. Как в античном театре, их судьбами распоряжался Олимп, то есть в данном случае Кремль. Приказ об истреблении этой, по сути основной, части офицерского сословия Польши подписал Сталин, но он позаботился взять себе в подельники главных членов политбюро. Таинственным образом польская литература не создала ни единого произведения о Катыни, а ведь в эмиграции действовали издательства, жили литераторы.... Вайда уверен: в создании фильма о Катыни должна принимать участие Россия, в знак покаяния...
Анджей
Вайда - кинорежиссёр по фильмам которого
можно изучать историю Польши. Он, лучшее, самое яркое воплощение культуры своей
страны, души своего народа. В 1954 году
он снимает свой первый фильм ( с
которого по мнению Романа Полянского
начинается настоящее польское кино) – «Поколение» - об
антифашистском сопротивлении, о молодых варшавских подпольщиках... Великий трагический режиссер Вайда начинается
с фильма 1958 года «Канал» (о поражении Варшавского восстания) и продолжается
«Пеплом и алмазом», «Летной», «Самсоном». В этих фильмах формируется стиль
раннего Вайды: одновременно поэтический и жестокий, экспрессивный, насыщенный
метафорами и символами, но главное, что объединяет эти фильмы – не стиль, а
глубоко трагическое и пессимистическое мировосприятие режиссера. Молодые герои
Вайды – солдаты 1939 года («Летна»), евреи в варшавском гетто («Самсон»), бойцы
разгромленного антикоммунистического подполья 1945 года ф фильме "Пепел и
алмаз" - гибнут в безнадежной попытке встать на пути
кровавой и беспощадной истории ХХ века.
Вайдовские шедевры 70-х годов "Земля обетованная" и Пейзажи после битвы" изображают польское общество в переломные моменты истории (начало ХХ века в "Земле обетованной", конец Второй Мировой войны в "Пейзаже после битвы" – и демонстрируют, насколько поляки эгоистичны, разобщены, жестоки, неспособны взглянуть в лицо реальности. За что Вайду возненавидели польские националисты.
Ну а в 1968 г. на Вайду обиделась церковь: режиссер попытался на фоне идущей в стране антисемитской компании, снять фильм «Страстная неделя», в котором гибель евреев в варшавском гетто уподоблялась страданиям Христа...
Вайдовские шедевры 70-х годов "Земля обетованная" и Пейзажи после битвы" изображают польское общество в переломные моменты истории (начало ХХ века в "Земле обетованной", конец Второй Мировой войны в "Пейзаже после битвы" – и демонстрируют, насколько поляки эгоистичны, разобщены, жестоки, неспособны взглянуть в лицо реальности. За что Вайду возненавидели польские националисты.
Ну а в 1968 г. на Вайду обиделась церковь: режиссер попытался на фоне идущей в стране антисемитской компании, снять фильм «Страстная неделя», в котором гибель евреев в варшавском гетто уподоблялась страданиям Христа...
Вайду никогда не любила власть – даже когда он
снял антибуржуазный, антикапиталистический фильм «Земля обетованная», в газеты
«сверху» была спущена потрясающая инструкция: «следует хвалить фильм, но не
режиссера».
С конца же 70-х годов Вайда открыто противостоит системе: снимает политические фильмы «Человек из мрамора» и «Человек из железа» (золотая Пальмовая ветвь в Каннах), создает режиссерское «Объединение Х», по сути положившее начало «кинематографу морального беспокойства» (в объединении дебютировали такие режиссеры, как Ф.Фальк и А.Холланд; сам Вайда, далеко уйдя от романтизма «польской школы» снимает в 1978 году жесткую социальную драму «Без наркоза»).
Но Вайду всегда любили зрители с которыми о сложных, важных, болезненных проблемах он всегда разговаривал просто, но резко и эмоционально, не делая скидку на идеологические, этические и эстетические предрассудки... зрители разделяли его взгляды и шли смотреть его фильмы
С конца же 70-х годов Вайда открыто противостоит системе: снимает политические фильмы «Человек из мрамора» и «Человек из железа» (золотая Пальмовая ветвь в Каннах), создает режиссерское «Объединение Х», по сути положившее начало «кинематографу морального беспокойства» (в объединении дебютировали такие режиссеры, как Ф.Фальк и А.Холланд; сам Вайда, далеко уйдя от романтизма «польской школы» снимает в 1978 году жесткую социальную драму «Без наркоза»).
Но Вайду всегда любили зрители с которыми о сложных, важных, болезненных проблемах он всегда разговаривал просто, но резко и эмоционально, не делая скидку на идеологические, этические и эстетические предрассудки... зрители разделяли его взгляды и шли смотреть его фильмы
..." Я всегда считал, что
обязан сделать все, что возможно. Меня всегда считали бунтарем,
«антисоветчиком», а все, чего я хотел, — лишь попытаться подвинуть границу
дозволенного. Самой большой моей мечтой было просто расширить понятие свободы,
к которой я стремился всю жизнь. Мои фильмы — не для того, чтобы развлекаться,
а чтобы думать», — говорил Анджей Вайда много раз. Свыше сорока работ, снятых
более, чем за 60 лет творческой карьеры дают нам возможность взглянуть на мир, общество,
историю, самих себя, кто по-прежнему
стремится постичь и время, и себя самого"...
.
Комментарии